. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: 1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; 2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо; 3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: • становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; • осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; • проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка; духовно-нравственного воспитания: • осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; • признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; • стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; экологического воспитания: • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; • неприятие действий, приносящих вред природе; ценности научного познания: • первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; • объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; • устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; • признавать возможность существования разных точек зрения; • корректно и аргументированно высказывать своё мнение; • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; • выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: • устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; • ответственно выполнять свою часть работы; • оценивать свой вклад в общий результат; • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 КЛАСС К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится: • • • • • • • • • • • • • • • осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа; объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека; проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом); подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы; выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту; проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой; устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков; определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи; определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи; устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи; определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; различать предложение, словосочетание и слово; классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; • • • • • • • • • • • • различать распространённые и нераспространённые предложения; распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи; разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); производить синтаксический разбор простого предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов; правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов; писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки; осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения; строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия; создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие); • • • • • • • • • определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль; корректировать порядок предложений и частей текста; составлять план к заданным текстам; осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно); осуществлять выборочный пересказ текста (устно); писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам; осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия; уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС Сведения о русском языке Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект. Фонетика и графика Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму). Орфоэпия[4] Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов. Лексика Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи). Состав слова (морфемика) Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление). Морфология Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, её значение (повторение). Синтаксис Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного). Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов). Орфография и пунктуация Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов. Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение). Развитие речи Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста). Сочинение как вид письменной работы. Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей. [1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода «Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык», которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета «Литературное чтение». [2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены [3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте» изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены [4] Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольны е работы Всего 1 Общие сведения о языке 1 2 Фонетика и графика 2 3 Лексика 5 4 Состав слова 5 5 Морфология 60 6 Синтаксис 17 7 Орфография и пунктуация 50 8 Развитие речи 30 Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Практические работы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 0 170 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 6 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Электронные цифровые Дата Контрольные изучения образовательные Всего ресурсы работы 1. Русский язык как язык межнационального общения Библиотека ЦОК 1 2. Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. 1 3. Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. 4. Типы текстов. 1 5. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. 1 6. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. 7. Обращение. 8. Главные и второстепенные члены предложения. Основа 1 https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 предложения. 9. Главные и второстепенные члены предложения. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Основа предложения. 10. Словосочетание. 1 https://m.edsoo.ru/7f411da6 Диктант с 11. грамматическим заданием 1 Однородные члены 12. предложения. 1 Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с 13. однородными членами, соединёнными интонацией перечисления. 1 Однородные члены предложения. Запятая между однородными 14. членами предложения, соединёнными союзами. 1 Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов 15. и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 1 16. Сочинение по репродукции Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 1 Библиотека ЦОК картины И. И. Левитана «Золотая осень». https://m.edsoo.ru/7f411da6 Простые и сложные 17. предложения. 1 Простое предложение с 18. однородными членами и сложное предложение. 1 Письменное изложение повествовательного 19. текста по самостоятельно составленному плану 1 Работа над ошибками, 20. допущенными в изложении. Проверочная работа 1 Предложения с 21. прямой речью 1 Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Подготовка к 22. выполнению проектного задания «Похвальное слово знакам препинания» 1 Лексическое 23. значение слова (повторение). 1 Многозначные слова. Слова в прямом и 24. переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 слова. Синонимы. 25. Антонимы. Омонимы. 26. Фразеологизмы. 1 https://m.edsoo.ru/7f411da6 1 1 Состав слова. Значимые части слова. Роль 28. окончания в слове. Разбор слова по составу. 1 Состав слова. 29. Приставки и суффиксы. 1 Правописание 30. гласных и согласных в корне слова. 1 Правописание 31. гласных и согласных в корне слова. 1 Правописание слов с удвоенными согласными. 32. Правописание суффиксов и приставок в словах 1 33. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Состав слова. 27. Значимые части слова (повторение). Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Правописание слов с суффиксами ‐ик, ‐ ек, ‐ок, ‐онок. Правописание слов 34. с разделительными твёрдым (ъ) и 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 мягким (ь) знаками. Развитие речи: составление объявления Письменное изложение 35. повествовательного деформированного текста. 1 Работа над ошибками, допущенными в изложении. 36. Повторение и уточнение представлений о частях речи. 1 Части речи: имя существительное, имя прилагательное, 37. имя числительное, местоимение, глагол (повторение). 1 Части речи: глагол, 38. имя числительное. 1 Наречие как часть речи (общее 39. представление). Признаки наречия. 1 Наречие как часть 40. речи. Правописание наречий. 1 Наречие как часть 41. речи. Образование наречий. 1 Сочинение‐отзыв по репродукции картины В. М. 42. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Контрольный диктант (с 43. грамматическим заданием) 1 Работа над ошибками, допущенными в контрольном 44. диктанте. Изменение по падежам имён существительных. 1 Признаки падежных 45. форм имён существительных. 1 Различение имён существительных, употреблённых в 46. именительном, родительном, винительном падежах. 1 Различение имён существительных, употреблённых в 47. дательном, винительном, творительном падежах 1 Различение имён существительных, 48. употреблённых в предложном падеже. 1 Три склонения имён существительных. 1 49. Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 1‐е склонение имён существительных. Падежные окончания имён 50. существительных 1‐ го склонения. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 2‐е склонение имён существительных. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 51. Признаки имён существительных 2‐ го склонения. Падежные окончания имён 52. существительных 2‐ го склонения. 1 3‐е склонение имён 53. существительных. 1 Падежные окончания имён 54. существительных 3‐ го склонения. 1 Подробное изложение повествовательного текста Е. Пермяка 55. «Первая вахта» по самостоятельно составленному плану 1 Работа над ошибками, допущенными в сочинении 56. (изложении). Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений 1 Правописание безударных падежных 57. окончаний имён существительных в единственном числе 1 Именительный и винительный 58. падежи имён существительных. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Падежные окончания имён 59. существительных в родительном падеже. 1 Развитие речи: составление 60. предложений по данному началу. 1 Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и 61. винительном падежах. Развитие речи: составление текста на тему «В гостях у хлеборобов» 1 Падежные окончания имён 62. существительных в дательном падеже. 1 Падежные окончания имён 63. существительных в родительном и дательном падежах. 1 Падежные окончания имён 64. существительных в родительном и дательном падежах. 1 Падежные окончания имён 65. существительных в творительном падеже. 1 Падежные 66. окончания имён существительных в 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 творительном падеже. Падежные окончания имён 67. существительных в предложном падеже. 1 Правописание безударных падежных 68. окончаний имён существительных в предложном падеже. 1 Правописание безударных 69. окончаний имён существительных во всех падежах. 1 Правописание безударных 70. окончаний имён существительных во всех падежах 1 Правописание безударных 71. окончаний имён существительных во всех падежах 1 Контрольный диктант с 72. грамматическим заданием 1 Сочинение‐отзыв по репродукции 73. картины художника В. А. Тропинина «Кружевница» 1 Работа над ошибками, допущенными в 74. контрольном диктанте и сочинении. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Морфологический разбор имени существительного как части речи. Склонение имён существительных во 75. множественном числе 1 Падежные окончания имён существительных 76. множественного числа в именительном падеже. 1 Падежные окончания имён существительных 77. множественного числа в родительном падеже. 1 Падежные окончания имён существительных множественного 78. числа в родительном падеже. Подготовка к выполнению проекта «Говорите правильно!». 1 Винительный падеж одушевлённых имён существительных. 79. Развитие речи: составление текста‐ диалога по рисунку 1 Падежные окончания имён существительных 80. множественного числа в дательном, творительном, предложном 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 падежах. Подробное изложение повествовательного 81. текста по самостоятельно составленному плану 1 Повторение и обобщение знаний 82. по разделу «Имя существительное». 1 Значение и употребление имён прилагательных в 83. речи. Словообразование имён прилагательных 1 Значение и употребление имён прилагательных в речи. 84. Словообразование имён прилагательных. Число имён прилагательных 1 Род имён прилагательных. Изменение имён 85. прилагательных по родам (в единственном числе). 1 Сочинение‐ описание по личным 86. наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». 1 Изменение по 87. падежам имён прилагательных в 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 единственном числе. Общее представление о склонении имён прилагательных мужского и среднего 88. рода и их падежных окончаниях. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Начальная форма имени прилагательного Склонение имён прилагательных мужского и среднего 89. рода в единственном числе. Именительный падеж. 1 Склонение имён прилагательных мужского и среднего 90. рода в единственном числе. Родительный падеж. 1 Склонение имён прилагательных мужского и среднего 91. рода в единственном числе. Дательный падеж. 1 Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном 92. числе. Именительный и винительный падежи. 1 Склонение имён прилагательных 93. мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 и винительный падежи. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном 94. числе. Творительный и предложный падежи. 1 Правописание падежных окончаний имён 95. прилагательных мужского и среднего рода. 1 Сочинение‐ рассуждение по репродукции 96. картины В. А. Серова «Мика Морозов». 1 Общее представление о склонении имён 97. прилагательных женского рода и их падежных окончаниях 1 Склонение имён прилагательных женского рода в 98. единственном числе. Именительный и винительный падежи. 1 Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. 99. Родительный, дательный, творительный, предложный 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 падежи. Правописание имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах, а также 100. имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, отвечающих на вопрос какой? в именительном и винительном падежах. 1 Склонение имён прилагательных женского рода в 101. единственном числе. Винительный и творительный падежи 1 Правописание имён прилагательных 102. женского рода в единственном числе. 1 Правописание имён прилагательных во 103. множественном числе. 1 Сочинение по репродукции 104. картины Н. К. Рериха «Заморские гости». 1 Склонение имён прилагательных во множественном 105. числе. Именительный и винительный 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 падежи имён прилагательных во множественном числе. Склонение имён прилагательных во множественном 106. числе. Родительный и предложный падежи. 1 Склонение имён прилагательных во множественном 107. числе. Дательный и творительный падежи 1 Подробное изложение 108. повествовательного текста 1 Обобщение по 109. разделу «Имя прилагательное» 1 Составление устного сообщения по репродукции 110. картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» 1 Контрольный 111. диктант 1 Работа над ошибками, допущенными в контрольном 112. диктанте. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя» 1 113. Личные местоимения. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Повторение. Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2 и 114. 3‐го лица. Повторение. 115. Изменение по падежам личных местоимений. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Правописание местоимений Изменение по падежам личных местоимений. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Правописание 116. местоимений 1‐го и 2‐го лица единственного и множественного числа. Изменение по падежам личных местоимений 3‐го лица единственного 117. и множественного числа. Правописание местоимений. 1 Правописание личных местоимений 3‐го 118. лица единственного и множественного числа. 1 Подробное изложение 119. повествовательного текста. 1 Составление 120. поздравительной открытки ко Дню 8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Марта Значение глаголов в 121. речи. Роль глаголов в предложении 1 Грамматические признаки глагола. Время глаголов 122. (настоящее, прошедшее, будущее) 1 Неопределённая 123. форма глагола 1 Неопределённая форма глагола. 124. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных». 1 Времена глаголов. Образование временных форм от 125. глаголов в неопределённой форме 1 Письменное изложение по 126. самостоятельно составленному плану 1 Работа над ошибками, допущенными в изложении. 127. Составление текста из деформированных предложений. 1 Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по 128. лицам и числам. Формы лица и числа глаголов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по 129. лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. 1 Глаголы 2‐го лица настоящего и 130. будущего времени в единственном числе. 1 Сочинение по репродукции 131. картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода» 1 Обобщение по изученным темам о глаголе. Работа над ошибками, допущенными в 132. сочинении. Подготовка к выполнению проекта «Пословицы и поговорки». 1 І и ІІ спряжение глаголов. 133. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. 1 І и ІІ спряжение глаголов. Личные 134. окончания глаголов І и ІІ спряжения 1 Правописание глаголов с безударными личными 135. окончаниями. Способы определения І и ІІ спряжения глаголов с безударными 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 личными окончаниями Правописание глаголов с 136. безударными личными окончаниями 1 Правописание глаголов с 137. безударными личными окончаниями 1 Правописание глаголов с 138. безударными личными окончаниями. 1 Правописание глаголов с 139. безударными личными окончаниями 1 Правописание глаголов с безударными 140. личными окончаниями (обобщение). Проверочная работа 1 Возвратные глаголы 141. (общее представление) 1 Правописание 142. возвратных глаголов. 1 Правописание возвратных и невозвратных 143. глаголов в настоящем и будущем времени. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Сочинение по 144. сюжетным рисункам 1 Правописание глаголов в настоящем и 145. будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола 1 Правописание глаголов в 146. прошедшем времени. 1 Правописание глаголов в 147. прошедшем времени. 1 Правописание глаголов в 148. прошедшем времени. 1 Обобщение по теме 149. «Глагол». 1 Правописание глаголов с 150. орфограммами в корне и в окончании 1 Правописание глаголов с орфограммами в 151. корне и в окончании. Проверочная работа 1 Контрольный диктант 152. https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 1 Библиотека ЦОК 1 (с грамматическим заданием) Работа над ошибками, 153. допущенными в диктанте и при Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 выполнении грамматического задания Подробное (или сжатое) изложение 154. повествовательного текста 155. Язык и речь Текст. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Развитие речи: 156. составление текста типа сравнительного описания Предложение и 157. словосочетание 1 Предложение и 158. словосочетание 1 Лексическое значение слова. 1 Сочинение по репродукции картины 1 159. 160. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 И. И. Шишкина «Рожь» 161. Состав слова 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Итоговый диктант с 162. грамматическим заданием 1 Правописание орфограмм в 163. значимых частях слова 1 Части речи. 164. Признаки частей речи. Имя 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя 165. числительное. 1 Наречие. Глагол. 166. Служебные части речи. 1 167. Звуки и буквы. https://m.edsoo.ru/7f411da6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 1 Сжатое изложение 169. повествовательного текста 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Фонетико‐ 168. графические упражнения. 170. Повторение Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 170 6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ • Русский язык : 4‐й класс : методические рекомендации : учебное пособие : В. П. Канакина. — Москва : Просвещение, 2023. — 200 с. — (Школа России). ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 https://resh.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru