СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка (цели и задачи Программы)
1.2. Принципы и подходы
1.3. Значимые характеристики программы
1.4. Планируемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1. Организация образовательной деятельности по образовательным областям. Основные цели
и задачи
2.2. Вариативные формы, способы, методы, средства реализации программы по областям
развития
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2.4. Поддержка индивидуальной детской инициативы. Способы и направления поддержки
детской инициативы
3. Организационный раздел
3.1. Материально – техническое обеспечение Программы
3.2. Требования к программно – методическому обеспечению- библиотечный фонд
методической и детской художественной литературой
3.3. Требования к предметно – пространственной среде
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.5. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
3.6. Модель организации образовательного процесса в ДОО
3.7. Модель организации непосредственно образовательной деятельность
3.8. Расписание НОД
3.9. Презентация образовательной Программы родителям
3
4
5
8
8
8
10
13
14
17
17
20
23
23
24
24
25
27
2
1.
Целевой раздел
I.1. Пояснительная записка
-
Основная образовательная программа дошкольного образования детского сада «Ягодка», структурного подразделения муниципального
общеобразовательного учреждения «Лекшмозерская основная школа» разработана на основе концептуальных положений используемой в детском
саду основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.
Васильевой в соответствии с основными нормативно-правовыми документами системы образования:
Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН»
2.4.3049-13).
Программа является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм
организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
Образовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1.5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным образовательным областям ФГОС:
• социально – коммуникативной
• познавательной
• речевой
• художественно – эстетической
• физической
Основной целью Программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными
индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
-
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола,
нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями развития
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
3
-
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ организационных форм уровня дошкольного образования,
возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей
воспитанников;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
1.2 Принципы и подходы реализации программы.
Принципы:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация)
детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Подходы:
• ориентировка на индивидуальные особенности ребенка;
• отсутствие жесткой регламентации знаний детей и предметного центризма в обучении;
• особая роль уделяется обучению в игре, проектной деятельности, поисково – исследовательской деятельности
• опора на внутренние мотивы, в частности на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперед.
• создание раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы;
• опоры на предшествующее (спонтанное) развитие позволяет опираться на самостоятельное «житейское» развитие ребенка.
4
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие.
1.3. Значимые характеристики программы
Таблица1
Общие сведения об организации
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Основные показатели
Полное название образовательной
организации
Полная информация
Детский сад «Ягодка», структурное подразделение муниципального общеобразовательного
учреждения «Лекшмозерская основная школа»
Сокращенное название
Юридический адрес
Детский сад «Ягодка» СП МОУ «Лекшмозерская ОШ»
164136, Архангельская область, Каргопольский район, д.Морщихинская, улица Садовая, д.6
Фактический адрес
Учредитель
Режим работы детского сада
Количество групп
Фактическая наполняемость
Возрастные группы
Педагогические работники
(должности, количество)
164136, Архангельская область, Каргопольский район, д.Морщихинская, улица Садовая, д.6
Управление образования администрации муниципального образования «Каргопольский район»
Пятидневная рабочая неделя в режиме полного дня 10.30 часовое пребывание детей с 7.30 до 18.00
1 – разновозрастная
14 детей
Разновозрастная группа от 1,5 до 7 лет
Старший воспитатель: 1
Воспитатели: 1
Списочный состав детского сада
Таблица 2
№
Функционирующие группы
1 Разновозрастная группа
Всего:
Количество детей
14
14
Мальчики
8
8
Девочки
6
6
5
Социальный паспорт детского сада
Таблица 3
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Категория
Всего детей:
Из них: девочки
мальчики
Малообеспеченная семья
Неполная
Многодетная семья
Приемная семья
Опекаемая семья
Безработная семья (один родитель)
Безработная семья (оба родителя)
Семья, воспитывающая ребенка – инвалида
Семья социального риска
Семья, находящаяся в социально опасном
положении
Семья, находящаяся на внутрисердечном контроле
Социальное место
Количество в %
14
6(35%)
65(%)
1
9
-
Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет
Общение ребенка становится вне ситуативным, ведущим видом деятельности становится игра. Основное содержание игры - действия с
игрушками и предметами заместителями. Начинают формироваться представления о предмете, при рисовании дети могут использовать цвет. Развитие
мелкой моторики осуществляется через лепку, доступны простейшие виды аппликации. Развивается перцептивность. К концу четвертого года дети
могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в
пространстве группы. Развивается память и внимание, продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, начинает развиваться воображение.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Сознательное управление поведением только начинает складываться, на начальной
стадии развития находится самооценка. Продолжает развиваться половая идентификация.
6
Возрастные особенности развития детей от 4 до 5 лет
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием
изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и
воображения, эксцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования
восприятия; формированием потребности в уважении взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками,
дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализацией.
Возрастные особенности развития детей от 5 до 6 лет
Дети шестого года жизни начинают осваивать социальные отношения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяется
смысловой «центр» и «периферия». Развивается изобразительная деятельность детей, рисунки приобретают сюжетный характер. Конструирование
характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и
величины, строения предметов; представления детей систематизируются.
Продолжает развиваться образное мышление, способность рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, развивается воображение.
Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному
вниманию. Совершенствуется грамматический строй речи. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой
деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающееся высокой
продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных
форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развивается умение обобщать, причинное мышление,
воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».
Возрастные особенности развития детей от 6 до 7 лет
Игровые действия становятся более сложными, отражая взаимодействия людей, жизненные ситуации, усложняется и игровое пространство.
Рисунки детей приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более яркими становятся различия между рисунками
девочек и мальчиков. В конструировании дети свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Ребенок седьмого
года жизни осваивает сложные формы сложения из листа бумаги и придумывает собственные. Усложняется конструирование из природного
материала. У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление; навыки обобщения и рассуждения; внимание. Развивается и речь: ее
звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связная речь, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Основные достижения этого
возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается
половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок приобретает интегративные качества, позволяющие
ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста подробно изложены в основной образовательной программе
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 г
7
1.4. Планируемые результаты освоения образовательной программы.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования специфика дошкольного детства и
системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных
образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров
дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных
возрастных этапах дошкольного детства и являются ориентиром для педагогов и родителей, обозначающим направленность воспитательной
деятельности взрослых.
В соответствии с периодизацией психического развития ребенка, принятой культурно-исторической психологии, дошкольное детство
подразделяется на три возраста детства: младенческий (первое и второе полугодие жизни), ранний (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 лет
до 7 лет). В Программе в соответствии со спецификой построения образовательно-воспитательного процесса определены целевые ориентиры для детей
раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
2. Содержательный раздел.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Содержание
программы реализуется по 5 – ти образовательным областям: «Социально – коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно –
эстетическое», «Физическое» - развитие, ориентировано на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи психолого - педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются
интегрировано в ходе всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным
психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривает не только в рамках непосредственно –
образовательной деятельности взрослого и детей, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в сзнакомство с опытом семейного воспитания.
2.1. Организация образовательной деятельности по образовательным областям.
Основные цели и задачи.
Таблица 4
Образовательная область
Цель
Социально –
Социализация,
развитие
общения,
коммуникативное развитие нравственное воспитание;
- Ребенок в семье и сообществе;
- Самообслуживание, самостоятельность,
трудовое воспитание
Формирование основ безопасности
Основные задачи
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции собственных действий;
8
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
Познавательное развитие
формирование
элементарных
математических представлений;
развитие
познавательно
–
исследовательской деятельности;
- ознакомление с предметным окружением;
- ознакомление с социальным миром;
- ознакомление с миром природы.
Речевое развитие
развитие свободного общения с взрослыми и
сверстниками, овладение конструктивными
способами и средствами взаимодействия с
окружающими.
Художественно –
эстетическое развитие
формирование интереса к эстетической
стороне окружающей действительности,
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и
к сообществу детей и взрослых в детском саду;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
- формирование элементарных математических преставлений;
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание
на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы;
9
воспитание интереса к художественно –
творческой деятельности
Физическое развитие
разностороннее и гармоничное развитие
ребенка, обеспечение его полноценного
здоровья, разнообразное развитие движений
и физических качеств, формирование
убеждений и привычек здорового образа
жизни на основе полученных знаний,
подготовка к жизни в современном
обществе.
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
- приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость, сила и скорость, выносливость,
ориентировка в пространстве), способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики
обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму
выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки,
повороты в обе стороны),
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной
сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном
режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена в форме парциальных образовательных программ и авторских
педагогических проектов по приоритетным направлениям.
2.2. Вариативные формы, способы, методы, средства реализации Программы по областям развития
Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, специфики их образовательных
потребностей и интересов, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности. С учетом выше указанных
условий подобраны формы, способы, методы, средства реализации Программы.
10
Ранний возраст – 2-3 года.
Таблица 5
Виды детской деятельности
- Предметная деятельность и игры с
составными
и
динамическими
игрушками;
- Экспериментирование
с материалами и веществами (песок,
вода, тесто и др.)
- общение с взрослыми и
совместные игры со сверстниками
под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с
бытовыми предметами – орудиями
(ложка, совок, лопатка и прочие);
- воспитание смысла музыки, сказок,
стихов, рассматривание картинок,
двигательная активность.
Формы образовательной деятельности
Социально – коммуникативное развитие
игры с правилами, беседы, праздники и развлечения, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание
стихотворений, индивидуальные и коллективные поручения, игровое упражнение, индивидуальная игра,
совместная с воспитателем игра, совместная со сверстниками игра, чтение, наблюдение, педагогическая
ситуация, экскурсия, ситуация морального выбора.
Познавательное развитие
рассматривание,
наблюдение,
игра-экспериментирование, исследовательская деятельность,
конструирование, развивающая игра, экскурсия, ситуативный разговор, рассказ, интегративная деятельность,
беседа, проблемная ситуация, дидактические и развивающие игры, заучивание стихотворений, сооружение
построек.
Речевое развитие
рассматривание, игровая ситуация, дидактическая и подвижная игра, ситуация общения, беседа, наблюдение,
интегративная деятельность, хороводная игра с пением, игра-драматизация, чтение, обсуждение, рассказ, игра,
слушание художественных произведений, заучивание, пересказ, праздники и развлечения.
Художественно-эстетическое развитие
рассматривание эстетически привлекательных предметов, игра, организация выставок, слушание
соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, экспериментирование со звуками,
музыкально-дидактическая игра, разучивание музыкальных игр, танцев, совместное пение, рисование, лепка,
праздники, развлечения, досуги.
Физическое развитие
подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения, двигательная активность на прогулке,
физкультурные занятия, гимнастика, физкультминутки, игры имитации, упражнения на развитие мелкой
моторики, бодрящая гимнастика, закаливающие процедуры, беседы, игровые беседы с элементами движений,
ситуативный разговор, рассказ, чтение, проблемная ситуация, экспериментирование.
11
Таблица 6.
Дошкольный возраст 3 – 8 лет.
Виды детской деятельности
- игровая, включая сюжетно
ролевую игру, игру с правилами и
другие виды игры;
- коммуникативная (общение и
взаимодействие с взрослыми и
сверстниками);
-познавательно-исследовательская
(исследования
объектов
окружающего
мира
и
экспериментирования с ними);
- восприятие художественной
литературы и фольклора;
-самообслуживание
и
элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице);
- конструирование из разного
материала, включая конструкторы,
модули, бумагу, природный и иной
материал;
- изобразительная (рисование,
лепка, аппликация),
- музыкальная (восприятие и
понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на
детских
музыкальных
инструментах);
двигательная
(овладение
основными движениями).
Формы образовательной деятельности
Социально-коммуникативное развитие
игры с правилами, беседы, праздники и развлечения, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание
стихотворений, индивидуальные и коллективные поручения, игровое упражнение, индивидуальная игра,
совместная с воспитателем игра, совместная со сверстниками игра, чтение, наблюдение, педагогическая
ситуация, экскурсия, ситуация морального выбора, проектная деятельность, интегративная деятельность,
совместные действия, просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач, экспериментирование,
дежурство, игровые и бытовые проблемные ситуации, слушание и обсуждение произведений, театрализация,
драматизация, отгадывание загадок, создание макетов, изготовление сувениров и подарков, викторины,
коллективный труд.
Познавательное развитие
рассматривание, наблюдение, игра-экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование,
развивающая игра, экскурсия, ситуативный разговор, рассказ, интегративная деятельность, беседа,
проблемная ситуация, дидактические и развивающие игры, заучивание стихотворений, сооружение построек,
коллекционирование, слушание и обсуждение произведений, отгадывание загадок, моделирование, создание
макетов, изготовление поделок, викторина, реализация проектов, игры с правилами, конструирование.
Речевое развитие
рассматривание, игровая ситуация, дидактическая игра, ситуация общения, беседа, наблюдение,
интегративная деятельность, хороводная игра с пением, игра-драматизация, чтение, обсуждение, рассказ,
игра, слушание художественных произведений, заучивание, пересказ, праздники и развлечения, игровые
проблемные ситуации, викторины, творческие и подвижные игры, театрализация, составление и отгадывание
загадок, досуги, проектная деятельность, обсуждение, инсценирование, ситуативный разговор.
Художественно-эстетическое развитие
рассматривание эстетически привлекательных предметов, игра, организация выставок, слушание
соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, экспериментирование со звуками,
музыкально-дидактическая игра, разучивание музыкальных игр, танцев, совместное и индивидуальное пение,
рисование, лепка, праздники, развлечения, досуги, аппликация, реализация проектов, слушание,
импровизация, исполнение, подвижные игры, концерты, изготовление украшений, предметов для игры,
сувениров, предметов для познавательно исследовательской деятельности, создание макетов, коллекций и их
оформление, беседа интегративного характера, музыкальное упражнение, попевка, распевка, двигательный,
пластический, танцевальный этюд, творческое задание, музыкальная сюжетная игра.
Физическое развитие
подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения, двигательная активность на прогулке,
физкультурные занятия, гимнастика, физкультминутки, игры имитации, упражнения на развитие мелкой
12
моторики, бодрящая гимнастика, закаливающие процедуры, беседы, игровые беседы с элементами движений,
ситуативный разговор, рассказ, чтение, проблемная ситуация, экспериментирование, рассматривание,
контрольно-диагностическая деятельность, спортивные и физкультурные досуги, спортивные состязания,
совместная деятельность взрослого и ребенка тематического характера, проектная деятельность, эстафеты,
соревнования, дни здоровья, туристические прогулки, экскурсии, дидактические игры, викторины.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
(методики, формы организации образовательной работы) включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений.
Таблица 7
Соотношение видов детской деятельности и форм ее организации
Образовательные
области
«Физическая
культура»
«Здоровье»
«Социализация»
Виды детской деятельности
Двигательная
Коммуникативная,
Познавательно - исследовательская,
Игровая,
Музыкально-художественная
Продуктивная,
Трудовая,
Чтение художественной литературы,
Двигательная
Коммуникативная,
Познавательно - исследовательская,
Игровая,
Музыкально-художественная
Продуктивная,
Трудовая,
Чтение художественной литературы,
Двигательная
Коммуникативная,
Познавательно - исследовательская,
Игровая,
Музыкально-художественная
Формы образовательной деятельности
Подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения,
двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, гимнастика,
физкультминутки, игры имитации, физкультурные досуги и праздники, эстафеты,
соревнования, дни здоровья, туристические прогулки, экскурсии, реализация
проектов.
Игровые упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические
игры, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, двигательная активность
на прогулке, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, реализации
проектов
Игры с правилами, творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения,
игровые проблемные ситуации, рисование, рассматривание картин и иллюстраций,
заучивание стихотворений, слушание и обсуждение художественных
произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, изготовление сувениров
и подарков, викторины, реализации проектов.
13
«Безопасность»
«Познание»
«Коммуникация»
«Чтение
художественной
литературы»
«художественное
творчество»
Продуктивная,
Трудовая,
Чтение художественной литературы,
Двигательная
Коммуникативная,
Познавательно - исследовательская,
Игровая,
Музыкально-художественная
Продуктивная (конструирование),
Трудовая,
Чтение художественной литературы,
Двигательная
Коммуникативная,
Познавательно - исследовательская,
Игровая,
Музыкально-художественная
Продуктивная,
Трудовая,
Чтение художественной литературы,
Двигательная
Коммуникативная,
Познавательно - исследовательская,
Игровая,
Музыкально-художественная
Музыкально-художественная
Коммуникативная,
Познавательно - исследовательская,
Продуктивна,
Познавательно - исследовательская,
Чтение художественной литературы,
2.4.
Игровые проблемные ситуации, беседы, дидактические и подвижные игры,
рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений,
туристические прогулки, экскурсии, викторины, реализация проектов
Индивидуальные и коллективные поручения, дежурство и коллективный труд,
игровые и бытовые проблемные ситуации, дидактические игры, беседы,
викторины, рассматривание картин и иллюстраций, слушание и обсуждение
художественных произведение, изготовление подделок, создание макетов,
реализация проектов
Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций,
беседы,
коллекционирование,
дидактические
и
развивающие
игры,
рассматривание картин и иллюстраций, заучивание стихов, слушание и
обсуждение художественных произведений, моделирование, сооружение
построек, создание макетов, изготовление поделок, викторины, реализация
проектов
Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и
подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание
художественной произведение, театрализация, составление и отгадывание загадок,
досуги, праздники и развлечения.
Рисование, лепка, аппликация в «Мастерской»; реализация проектов
Поддержка индивидуальности и детской инициативы.
Инициативность как качество личности проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, предметной деятельности, игре,
экспериментировании и других. Ребенок может выбирать занятие по своему желанию, включаться в разговор, предложить интересное занятие. Ребенок
легко включается.
14
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Таблица 8.
Способы
Педагогическая
деятельность
Направления
- развивающая предметно-пространственная среда, разнообразная по своему содержанию;
- возможность по средствам содержания развивающей среды учитывать индивидуальные особенности и интересы детей
конкретной группы;
- создание условий для самостоятельной игры детей;
- преобладание в группе демократического стиля общения воспитателей с детьми;
- участие воспитателей и родителей в развитии умения у детей осуществлять выбор деятельности и отношений в
соответствии со своими интересами;
- осведомленность родителей о событиях в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь
в поиске нового и т.д.
Совместная деятельность - совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации;
- проектная деятельность;
- познавательно – исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование;
- наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования;
- деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворног7о мира и живой природы;
- создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах активности и другие.
Самостоятельная
- сюжетно – ролевые игры, режиссерские и театрализованные игры;
деятельность
- развивающие и логические игры;
- музыкальные игры и импровизации;
- речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
- самостоятельная деятельность в книжном уголке;
- изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
- опыты и экспериментирование и др.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей ДОО максимальное использование семейной культуры.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и
неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на нее определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребенка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
15
• равно
ответственность родителей и педагогов.
Ведущая цель взаимодействия с семьей – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах воспитании детей, в развитии
индивидуальных способностей дошкольников, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи:
1.Формирование психолого-педагогических знаний родителей;
2. Приобщение родителей к участию жизни ДОО;
3. Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4. Изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
• ознакомление родителей с результатом работы ДОО на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни
ДОО;
• ознакомление родителей с содержанием работы ДОО, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
• участие в оставлении планов спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета;
• целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
• обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах,
консультациях и открытых занятиях.
Таблица 9.
Взаимодействие детского сада с семьей
Участие родителей
(законных представителей)
в жизни детского сада
В проведении мониторинговых исследований
В создании условий
В управлении детским садом
В просветительской деятельности, направленной на
повышение уровня педагогической компетенции,
расширение информационного поля родителей
Формы участия
- анкетирование
- социологический опрос
- участие в субботниках по благоустройству территории
- помощь в создании развивающей предметно-развивающей среды
- участие в работе педагогических
советов; родительского комитета
- наглядная информация (стенды, папки передвижки, семейные и групповые фотоальбомы);
-памятки;
-создание странички на сайте в сети «Контакт»;
-консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;
- распространение опыта семейного воспитания;
- родительские собрания;
16
В образовательно-воспитательном процессе
детского сада, направленном на установление
сотрудничества и партнерских отношений с целью
вовлечения родителей в единое образовательное
пространство
- дни открытых дверей;
- дни здоровья;
- выставки совместного творчества;
- совместные праздники, развлечения;
- семейные гостиные;
- участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах;
- мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности
Описание вариативных форм, способов, методов реализации Программы
Образовательная деятельность основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми и осуществляется через следующие формы:
▪ образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
▪ образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
▪ самостоятельную деятельность детей;
▪ взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы.
Образовательная деятельность основывается на личном интересе детей, предусматривает выбор деятельности и материала. Каждая из пяти
образовательных областей включает цели и решает задачи регионального значения.
3.
Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
В соответствии с ФГОС ДО материально-технического обеспечения Программы включает в себя учебно-методический комплект и оборудование.
Все помещения детского сада соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям
охраны труда сотрудников и жизнедеятельности детей, включает средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными
особенностями развития детей;
Таблица 10.
3.2. Требования к программно – методическому обеспечению- библиотечный фонд методической и детской художественной литературой
№
Образовательная область
Методическое пособие
наименование издания / автор (авторский коллектив и др.)
выходные данные/ год издания
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 368с.
17
2. Гербова, В.В., Губанова, Н.Ф., Дыбина, О.В. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы».
Младшая группа. / В.В.Гербова, Н.Ф.Губанова, О.В.Дыбина.-М.: Мозаика-Синтез, 2016.-160с.
3. Гербова, В.В., Губанова, Н.Ф., Дыбина, О.В. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе « От рождения до школы».
Средняя группа. / В.В.Гербова, Н.Ф.Губанова, О.В.Дыбина.-М.: Мозаика-Синтез, 2016.-160с.
4. Гербова, В.В., Губанова, Н.Ф., Дыбина, О.В. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе « От рождения до школы».
Старшая группа. / В.В.Гербова, Н.Ф.Губанова, О.В.Дыбина.-М.: Мозаика-Синтез, 2016.-176с.
5. Гербова, В.В., Губанова, Н.Ф., Дыбина, О.В. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе « От рождения до школы».
Подготовительная группа. / В.В.Гербова, Н.Ф.Губанова, О.В.Дыбина.-М.: Мозаика-Синтез, 2016.-176с.
6. Комарова, И.И., Туликов, А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Под редакцией Т.С. Комаровой.
- М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 192с.
7. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.:
Мозаика-Синтез, 2016. 64с.
8. Современный детский сад: Универсальные целевые ориентиры дошкольного образования: Методическое пособие/ Под ред. О.А. Шиян.- М.:
МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2021.- 248 с.
9. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6е изд., доп. И испр. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2021. – 368 С.
1
Социальнокоммуникативное развитие
- Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет / Р.С. Буре.
- М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 80с.
- Петрова, В.И. этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет / В.И. Петрова, Т.Д.
Стульник. - М.: Мозаика - Синтез, 2015. - 80с.
- Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. - М.:
Мозаика-Синтез, 2015. - 128с.
- Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет / Н. Ф. Губанова. - М.:
Мозаика-Синтез, 2015. - 128с.
- Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста / Н. Ф. Губанова. - М.:
Мозаика-Синтез, 2015. - 128с.
- Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа / Н. Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез,
2016. - 144с.
- Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа / Н. Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез,
2016. - 160с.
- Коломийченко, Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и
социального воспитания дошкольников /Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160с.
- Коломийченко, Л.В. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному
развитию и социальному воспитанию/ под ред. Л.В.Коломийченко, Г.И.Чугаева, Л.И.Югова.- М.: ТЦ
СФЕРА, 2016. – 176с.
18
2
Познавательное развитие
- Коломийченко, Л.В. Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному
развитию и социальному воспитанию/ под ред. Л.В.Коломийченко, Г.И.Чугаева, Л.И.Югова.- М.: ТЦ
СФЕРА, 2016.- 192с.
- Коломийченко, Л.В. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному
развитию и социальному воспитанию/ под ред. Л.В.Коломийченко, Г.И.Чугаевой, Л.И.Юговой.- М.: ТЦ
СФЕРА, 2016. – 320с.
- Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей
старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: ООО «Издательство
«Детство-пресс», 2013. – 144с.
- Голицина, Н.С. ОБЖ для младших дошкольников. Система работы / Н.С. Голицина. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2010. – 112с.
- Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7
лет / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 80с.
- Павлова, Л.Ю. сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми
4-7 лет / Л.Ю. Павлова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 80с.
- Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа / О.В.Дыбина. М.: Мозаика - Синтез, 2016. – 80с.
- Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа / О.В.
Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 80с.
- Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста / О.А.
Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 64с.
- Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа / О.А. Соломенникова. М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 64с.
- Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в Детском саду. Средняя группа / О.А. Соломенникова М.: Мозаика - Синтез, 2016. – 96с.
- Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа / О.А. Соломенникова. М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 112с.
- Помораева,И.А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего
возраста / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 48с.
- Помораева, И.А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа / И.А.
Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 64с.
- Помораева, И.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа / И.А.
Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.- 64с.
19
3
Речевое развитие
4
Художественно эстетическое развитие
5
Физическое развитие
- Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста / В.В. Гербова.- М.: МозаикаСинтез, 2015. -112с.
- Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа группа / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез,
2015. -96с.
- Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
-80с.
- Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
-144с.
- Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа / В.В. Гербова. - М.:
Мозаика-Синтез, 2015. -112с.
- Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т. С. Комарова.
- М.: Мозаика - Синтез, 2015 -144с.: цв.вкл.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа / Т. С. Комарова. - М.:
Мозаика-Синтез, 2016 -112с.: цв.вкл.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа / Т. С. Комарова. - М.:
Мозаика-Синтез, 2016 -96с.: цв.вкл.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа / Т. С. Комарова. - М.:
Мозаика-Синтез, 2016 -128с.: цв.вкл.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа / Т. С.
Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016 -112с.: цв.вкл.
- Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду. Вторая младшая группа / Л.И. Пензулаева. - М.:
Мозаика-Синтез,2014. -80 с.
- Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа / Л.И. Пензулаева. - М.: МозаикаСинтез, 2014. -112 с.
- Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду. Старшая группа / Л.И. Пензулаева. - М.: МозаикаСинтез, 2014. -128 с.
- Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду. Подготовительная группа / Л.И. Пензулаева. - М.:
Мозаика - Синтез, 2014. -112 с.
3.3. Требования к предметно – пространственной среде:
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
Организации, Группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации
Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями
каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе
20
детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада - важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования.
Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметно -пространственной среды и
содержательного общения взрослых с детьми. Наличие подвижных и стационарных средств и объектов деятельности в условиях нашего детского
сада создают каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности и условий ее реализации.
Развивающая предметно-пространственная среда – это определенное пространство, организационно оформленное и предметно
насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда предполагает:
- обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становление его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми
доступными, побуждающими к самовыражению средствами;
- обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, группы, а также территории,
прилегающей к детскому саду, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения;
- обеспечивает реализацию различных образовательных программ; учет климатических условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Наш детский сад оснащен оборудованием для детской деятельности в помещении и на участке. В группах имеется игровой материал для
познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для
сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития;
игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Все оборудование размещено по тематическому принципу для того, чтобы каждый
ребенок мог найти себе занятие по душе. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей.
В развивающей предметно-пространственной среде в зависимости от вида детской деятельности можно выделить определенные особенности.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития самостоятельности.
Таблица 11
Насыщенность среды
Должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими),
соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием,
21
инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на
участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с
доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и
соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и
достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость Пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность предполагает:
материалов
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели,
матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом
употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской
активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды
предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех
помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность
предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению
надежности и безопасности их использования.
Детский сад самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные),
игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимый для реализации Программы.
Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья к игрушкам, играм, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности:
22
- Исправность и сохранность материалов и оборудования;
- Безопасность среды;
- Предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования;
- Организация самостоятельно определяет средства обучения необходимые для реализации программы.
3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В процессе подготовки и проведения таких значимых и интересных для дошкольников событий, как российские праздники (Новый год,
Рождество, Пасха, День семьи, День защитника Отечества, День 8 марта, День Победы), международные праздники (День Земли, День пожилого
человека, День защиты детей, и др.) осуществляется усвоение образовательного материала. Данный принцип является особой организацией
образовательной деятельности, стимулирующей «принятие» ребенком образовательной программы.
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников и оснащенности группы и в целом
ДОО. Обучение проходит в увлекательной, интересной для детей форме.
Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной
деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона ближайшего
развития каждого ребенка), через:
-создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
-организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного,
физического и художественно-эстетического развития детей;
-поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
-оценку индивидуального развития детей.
3.5 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это
рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом
правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
В детском саду используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных
особенностей детей, состояния здоровья.
РЕЖИМ ДНЯ
Разновозрастная группа (1,5 - 7 лет)
(Холодный период года)
07.30-08.55 – приём детей, свободная игра, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика
08.55-09.30 – подготовка к завтраку, завтрак
09.30-10.45 – организованная детская деятельность
10.45-11.00 – второй завтрак
23
11.00-12.15 – подготовка к прогулке, прогулка (наблюдение, подвижная игра, трудовая деятельность,
индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность)
12.15-12.30 – возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность
12.30-13.00 – подготовка к обеду обед
13.05-15.30 – подготовка ко сну, дневной сон
15.30-15.40 – постепенный подъем, самостоятельная деятельность, бодрящая гимнастика
15.40-16.00 – полдник
16.00-17.00 – игры, самостоятельная деятельность, чтение художественной литературы
17.00-18.00 – подготовка к прогулке, прогулка
3.6 Модель организации образовательного процесса в ДОО
Таблица 12
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с семьей /
в организованной развивающей
социальными партнерами
Непосредственно образовательная
Образовательная деятельность,
деятельность
осуществляемая в ходе режимных предметно-пространственной среды
процессов
НОД
Беседы, повторение, игровые
Деятельность по инициативе ребенка Беседы, консультации, родительские
ситуации, педагогические ситуации,
собрание, круглый стол, мастер
исследовательская деятельность,
классы, экскурсии
коллекционирование
3.7 Модель организации непосредственно образовательной деятельность
Таблица 13
Направления развития
(образовательные области)
Речевое развитие
Социально-коммуникативное
развитие
Физическая культура
Художественно-эстетическое
развитие
Образовательная деятельность
Развитие речи, чтение
художественной литературы
Ознакомление с окружающим
миром
Физкультура
Рисование
Лепка
Возрастные группы
2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Основная часть
1
1
3
1
1 раз в 2 недели
1
1
1
1
3
3
1
1
1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели
1
1
3
1
1 раз в 2 недели
24
Познавательное развитие
Аппликация
1
Конструирование
1 раз в 2 недели
Музыка
2
2
2
2
Математика,
грамота
Окруж.мир
1
1
1
14
10 мин
1
1
1
14
15 мин
1
1
1
14
20 мин
1
1
1
25 мин
2 часа 20 минут
3 часа 30 мин.
4 часа 40 мин.
6 часов 15 минут
Всего
Длительность непосредственно образовательной деятельности
(мин.)
Объем непосредственно образовательной деятельности (час.
/мин.)
1
1
1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели
1
1 раз в 2 недели
3.8 Расписание НОД
Сетка - расписание видов организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе от 1.6 до 3 лет
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Вид образовательной деятельности
1. Музыкальное
2. Физкультурное
1. Познание (ознакомление с миром природы/ФЭМП/ конструктивномодельная деятельность)
2. Развитие речи
1. Рисование
2 Физкультурное
1. Музыкальное
2. Физкультурное
1. Чтение художественной литературы
2. Лепка
Образовательная область
"Художественно-эстетическое развитие"
"Физическое развитие"
"Познавательное развитие"
"Речевое развитие"
"Художественно-эстетическое развитие"
"Физическое развитие"
"Художественно-эстетическое развитие"
"Физическое развитие"
"Речевое развитие"
"Художественно-эстетическое развитие"
25
Сетка - расписание видов организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе от 3 до 5 лет
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Вид образовательной деятельности
1. Познавательно-исследовательская деятельность/чтение художественной
литературы
2. Физическая культура
1. Математическое и сенсорное развитие
2. Музыкальное развитие
1. Развитие речи
2. Рисование
3. Физическая культура (на прогулке)
1. Лепка/аппликация
2. Физическая культура
1. Конструирование
2. Музыкальное развитие
Образовательная область
"Речевое развитие"
"Физическое развитие"
"Познавательное развитие"
"Художественно-эстетическое развитие"
"Речевое развитие"
"Художественно-эстетическое развитие"
"Физическое развитие"
"Художественно-эстетическое развитие"
"Физическое развитие"
"Познавательное развитие"
"Художественно-эстетическое развитие"
Сетка - расписание видов организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе от 5 до 7 лет
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Вид образовательной деятельности
1: Лепка\аппликация
2. Физическая культура.
3. Математическое развитие: ФЭМП
1. Познавательное развитие: ФЭМП
2. Физическая культура
3. Рисование/ лепка
1. Развитие речи: Приобщение к художественной литературе.
2. Музыка.
3. Познавательно- исследовательская деятельность.
1. рисование.
2. Развитие речи.
3. Физическая культура на открытом воздухе.
1. Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с социальным
миром. Ознакомление с миром природы
2. Музыка
Образовательная деятельность
"Художественно-эстетическое развитие"
"Физическое развитие"
"Познавательное развитие"
"Познавательное развитие"
"Физическое развитие"
"Художественно-эстетическое развитие"
"Речевое развитие"
"Художественно-эстетическое развитие"
"Познавательное развитие"
"Художественно-эстетическое развитие"
"Речевое развитие"
"Физическое развитие"
"Познавательное развитие"
"Художественно-эстетическое развитие"
26
3.9 Презентация образовательной Программы родителям
Основная образовательная Программа дошкольного образования детский сад «Ягодка» структурное подразделение МОУ «Лекшмозерская ОШ»
общеразвивающего вида, разработана творческой группой учреждения.
Программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» и Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и рассчитана на детей в возрасте от 1.6 до семи (восьми) лет.
Программа адресована работникам дошкольного образовательного учреждения, родителям и законным представителям ребенка, направлена на
достижение следующих целей:
1. формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование
предпосылок учебной деятельности, сохранения качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста;
2.разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение
детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения
ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных
для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Решение следующих задач
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места
жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей
здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней
(далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок
учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности
формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям
детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
27
Образовательная программа детского сада «Ягодка» строится на основе гуманизации содержания педагогического процесса, его
оздоровительной направленности, что предполагает использование личностно – ориентированные подходы организации различных видов детской
деятельности, учитываются интересы, желания, способности, состояние здоровья ребенка, стремление к сотрудничеству в познавательном,
продуктивном взаимодействии, к партнерству в играх.
28