Положение о трудовом воспитании

деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей
обучающихся»);
- Устава школы.
1.1.
Общественные дела и общественно полезный труд представлен в школе
индивидуальными, групповыми, массовыми формами организации деятельности.
Все виды общественно полезного труда должны быть организованы в
соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями с соблюдением правил
техники безопасности.
1.2. Трудовое воспитание обучающихся является одним из направлений
образовательной деятельности школы, предусмотренной образовательной
программой. Участие учащихся в труде, предусмотренном образовательной
программой, является обязательным.
Привлечение обучающихся к труду может быть предусмотрено образовательной
программой в части учебного плана, формируемого участниками образовательных
отношений, в рамках организации факультативных (необязательных для данного
уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого школой
(после получения основного общего образования).
Привлечение к такому труду является для обучающихся обязательным и не
требует их согласия, а также согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
1.3. Привлечение
о б учающихся
к
труду,
не
предусмотренному
образовательной программой, реализуется в соответствии с принципом
добровольности с учетом возраста и состояния здоровья обучающегося.
Нарушение данного принципа является нарушением права обучающегося на
защиту от принудительного труда.
Лица из числа педагогических и иных работников школы, виновные в
организации принудительного труда обучающихся, несут ответственность в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Общественно полезный труд учащихся организуется в течение учебного года.
Работы проводятся не чаще одного раза в неделю продолжительностью: для
учащихся 1-4 классов - не более 30 мин., 5-9 классов - не более 40 минут.
1.4. Обучающиеся могут быть освобождены от труда на основании медицинских
справок и иных уважительных причин. В качестве альтернативы им может быть
предложен интеллектуальный труд, выполнение разовых легких поручений по
согласованию с родителями.
При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду они могут
привлекаться к интеллектуальному труду.
В школе запрещается привлекать обучающихся без их согласия к
общественно- полезному труду, не предусмотренному образовательной программой,
и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных
представителей). Привлечение к общественно полезному труду обучающихся

осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся
(Приложение № 1).
Отказ ученика или родителей (законных представителей) несовершеннолетних
учащихся от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной
программой, оформляется в письменном виде и фиксируется подписью одного из
родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося.
1.5. Школа не предоставляет преимуществ в процессе реализации
общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования учащихся, выразившим согласие на участие в труде.
Недопустимо учитывать отказ обучающегося или родителя (законного
представителя) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не
предусмотренному образовательной программой, при выставлении отметок
текущей, промежуточной и итоговой аттестации; при принятии решения о
награждении (поощрении) обучающегося.
За отказ обучающегося или родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не предусмотренному
образовательной программой, к обучающемуся не могут быть применены меры
дисциплинарного взыскания, а также меры педагогического воздействия.
1.6. Реализация трудовой практики в период летних каникул может
осуществляться в пределах части учебного плана, формируемого участниками
образовательных
отношений,
в
рамках
организации
факультативных
(необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в
обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из
перечня, предлагаемого школой (после получения основного общего
образования).
В период летних каникул учащиеся 5-9 классов занимаются озеленением и
благоустройством территории школы, работой на пришкольно-опытном участке
уборкой в учебных кабинетах.
Сроки и порядок прохождения трудовой практики обучающегося в период
летних каникул определяются ежегодно приказом директора за 2 недели до начала
летних каникул.

Продолжительность общественно-полезного труда учащихся во время
летних каникул:
Количество часов работы в
Класс
Количество дней
день
10
2,5
5-7
8

16

2,5

2. Цели и задачи общественно полезного труда
2.1. Целями и задачами общественно полезного труда являются:
- организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел,

акций; улучшение экологического состояния окружающей среды;
- формирование нравственных и деловых качеств человека;
- психологическая и практическая подготовка учащихся к трудовой деятельности;
- формирование понимания роли труда в жизни человека, уважения к людям труда;
- включение учащихся в волонтерское движение, забота о людях пожилого возраста;
- формирование способности и умения коллективно трудиться, творчески
относиться к различным видам общественно полезного труда.
2.2. Педагоги школы осуществляют педагогическое руководство трудовой
деятельностью учащихся, обеспечивают связь с общеобразовательной
подготовкой, воспитательную направленность (экологическое и трудовое
воспитание).
3. Организация и функционирование общественно полезного труда
3.1. Общественно полезный труд представлен следующими блоками:
- самообслуживание;
- экологические акции;
- социально значимые практики.
Формы организации труда учащихся различны и зависят от его содержания и
объема, постоянного или временного характера работы, возраста учащихся.
Основной является коллективная (бригадная) форма: трудовые объединения
обучающихся могут быть постоянными или временными, одновозрастными или
разновозрастными.
3.2. При организации общественно полезного труда необходимо строго
руководствоваться правилами и нормами охраны труда, проводить необходимые
инструктажи по правилам техники безопасности перед началом работы (в
соответствии с видом деятельности) с фиксацией проведения тематического
инструктажа по технике безопасности в журнале учета инструктажей.
Учащиеся допускаются к участию в общественно полезном труде при
удовлетворительном состоянии здоровья, а также обучения безопасным приемам
труда и проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной
формы.
3.3. При несчастных случаях, происшедших с обучающимися в процессе
общественно полезного труда, им оказывается первая медицинская помощь.
Организационно- технические причины несчастного случая должны быть
немедленно устранены и приняты меры к предотвращению подобных случаев в
дальнейшем.
3.4. Запрещается:
- привлечение обучающихся к работам, противопоказанным их возрасту,
- привлечение к опасным работам в эпидемиологическом отношении,
- привлечение в ночное время, в праздничные дни, к работам, связанным с
применением ядохимикатов и других опасных для здоровья веществ,

- привлечение к работам с подъемом и перемещением тяжестей свыше
норм, установленных для подростков.
3.5. Контроль над обеспечением здоровых и безопасных условий общественно
полезного труда обучающихся осуществляют педагоги и администрация школы.
3.6. Общественно полезный труд в форме самообслуживания, экологических
акций, социальных практик проводится на добровольной основе.
3.7. Организация труда обучающихся, не предусмотренного образовательной
программой, возлагается на заместителя директора, курирующего учебновоспитательную работу в общеобразовательном учреждении, в классе — на
классного руководителя.
Рабочая группа под руководством заместителя директора разрабатывает ежегодно
план воспитательных мероприятий с внесением в календарный план воспитательной
работы в соответствии с рабочей программой воспитания общеобразовательного
учреждения, в том числе с учетом общественно полезного труда.
3.8. Самообслуживание представлено следующими видами:
3.8.1. Дежурство по школе:
- дежурным классом по школе назначаются коллективы 5-9-x классов, все дежурные
5- 9-x должны иметь отличительные знаки дежурного
(бейдж, галстук, нарукавная повязка);
- руководит дежурством класса по школе классный руководитель дежурного класса;
- дежурство начинается не ранее 8.00, заканчивается не позднее 17.00;
-обучающиеся класса, дежурного по школе, на центральном входе, у раздевалок,
по коридорам, лестничным пролетам и контролируют дисциплину, чистоту и
порядок на всех этажах перед началом и после уроков, наличие чистой сменной
обуви, делового стиля одежды;
- в обязанности дежурных входит контроль за сохранностью имущества школы во
время дежурства и своевременное информирование об его порче;
- результаты дежурства за неделю фиксируются в журнале дежурства, в последний
день дежурства дежурный класс передает полномочия следующему дежурному
классу по школе.
3.8.2. Самообслуживание в столовой:
- учащиеся 1-9 классов соблюдают правила гигиены и этикета в столовой школы;
- не допускается выносить пищу из столовой;
- обучающиеся после приема пищи убирают за собой посуду;
- до и после приема пищи моют руки;
-обучающиеся 7-9 классов могут допускаться к дежурству в буфете по
утвержденному графику.
3.8.3. Самообслуживание в классе (сухая уборка мусора, классной доски, полив
цветов, наведение порядка на рабочем месте, наведение порядка в классе).
3.8.4. Юноши 9-10 классов проводят ремонт мебели, инвентаря;
3.8.5. Посильная помощь в ремонте кабинетов;
3.8.6. Ремонт и перестановка книг;

3.8.7. Уборка бытового, строительного мусора.
3.9. Экологические акции, работа на территории школы:
- уборка и благоустройство территории школы;
- уход за насаждениями, уборка на пришкольной территории в осенний и весенний
период (уборка мусора, листвы, мелкая обрезка кустарника; окапывание кустарника,
посадка растений, рыхление почвы, прополка, полив);
- озеленение внутренних помещений школы (выращивание рассады, посадка и
пересадка комнатных растений, полив, опрыскивание, подкормка);
- акции по пропаганде экологических знаний: составление, оформление и
распространение листовок, памяток, видеороликов, проведение блиц-опросов,
виктории и других видов мероприятий экологической направленности;
- участие в экологических акциях и иных уровней;
- уход за растениями, за цветочными клумбами;
- изготовление игрушек, карнавальных украшений для школьной елки.
3.10. Экологические акции, работа за пределами территории школы:
- посадка саженцев;
- поделка кормушек и гнездовий для птиц;
- сбор местного природного материала для поделок, гербариев, лекарственных растений;
- иные экологические акции и мероприятия, предусмотренные календарным планом
воспитательной работы в соответствии с рабочей программой воспитания
общеобразовательного учреждения.
3.11. Социальные практики:
3.11.1. Работа в ученическом самоуправлении:
- участие в волонтерских движениях различной направленности;
- осуществление в сопровождении с педагогическим работником посильной помощи
социально незащищенным слоям населения (престарелым, инвалидам и ветеранам в
на дому, многодетным семьям);
3.11.2. Художественный и прикладной труд:
- оформление общешкольных праздничных мероприятий;
-иные формы общественно полезного труда, предусмотренного мероприятиями,
включенными в календарный план воспитательной работы в соответствии с рабочей
программой воспитания общеобразовательного учреждения. Организация
общественно полезного труда обучающихся возлагается на заместителей директора,
педагогов-организаторов по направлениям деятельности, в классе - на классного
руководителя.
3.12. Экологические акции на школьной и пришкольной территории проводятся
на основании приказа директора школы.
3.13. Охрана жизни и здоровья учащихся при проведении экологических акций,
социальных практик, самообслуживания и других видах общественно полезного
труда возлагается на классных руководителей, педагогов, ответственных за
данные виды деятельности.
3.14. Учащиеся 1-9 классов соблюдают правила этикета и уважительного отношения

к старшим, правила внутреннего распорядка школы, исполняют требования к
школьной одежде.
3.15. По итогам данных видов деятельности ответственными лицами проводится
мониторинг участия классных коллективов, индивидуального участия учащихся в
общественно полезном труде и фиксируется им в рейтинге класса.
Обучающиеся школы, активно и добросовестно участвующие в общественно
полезном труде, организаторы и руководители трудовой и экологической
деятельности учащихся могут поощряться в установленном порядке.

Приложение 1
Согласне
на привлечение обучающегося к труду,
не предусмотренному образовательной программой
(ФИО родителя (законного представителя)
мать, отец, законный представитель (нужное подчеркнуть) обучающегося
(класса, ш к ол ы );
(ФИО несовершеннолетнего обучающегося)
в соответствии с ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании
в Российской Федерации» даю согласие
на привлечение моего ребенка

(наименование школы)

(ФИО несовершеннолетнего обучающегося, дата рождения)
к труду, не предусмотренному образовательной программой, н а безвозмездной основе, в
соответствии с локальными нормативными актами школы:
- разовые и периодические работы по уборке помещений, благоустройству и
озеленению территории школы (подготовка цветников, посадка, прополка зеленых
насаждений, выращивание и полив растений);
- участие в волонтерской деятельности, экологических акциях;
- дежурство по школе;
- самообслуживание в учебном кабинете и в столовой;
- участие в субботниках (уборка листвы, природного и бытового мусора на территории школы и
прилегающей территории. уборка учебных кабинетов);
- коллективные работы по охране природы (изготовление и размещение кормушек для птиц,
сбор вторсырья);
- работа помощником вожатого;
- оказание помощи работникам школы в выполнении работ по сохранению
библиотечного фонда, поддержанию в исправном состоянии учебного оборудования и
мебели;
- другие виды общественно полезного труда в соответствии с локальными нормативными
актами школы
Мой ребенок может участвовать в общественно полезном труде, организованном
школой на следующих условиях:
- соответствие трудовой нагрузки возрастным, функциональным и
физиологическим возможностям организма ребенка;
отсутствие неблагоприятного влияния труда на рост, развитие и
состояние физического, психического, нравственного здоровья ребенка;
- исключение повышенной опасности травматизма для самого ребенка и окружающих;
- учет повышенной чувствительности организма ребенка к действию
факторов производственной среды.
- дополнительные условия, обозначенные родителями (законными представителями):
Срок действия настоящего Согласия: весь период обучения ребенка в школе.
Подпись родителя (законного представителя): _____________________
Дата _____________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».