деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся»); - Устава школы. 1.1. Общественные дела и общественно полезный труд представлен в школе индивидуальными, групповыми, массовыми формами организации деятельности. Все виды общественно полезного труда должны быть организованы в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями с соблюдением правил техники безопасности. 1.2. Трудовое воспитание обучающихся является одним из направлений образовательной деятельности школы, предусмотренной образовательной программой. Участие учащихся в труде, предусмотренном образовательной программой, является обязательным. Привлечение обучающихся к труду может быть предусмотрено образовательной программой в части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, в рамках организации факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого школой (после получения основного общего образования). Привлечение к такому труду является для обучающихся обязательным и не требует их согласия, а также согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 1.3. Привлечение о б учающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, реализуется в соответствии с принципом добровольности с учетом возраста и состояния здоровья обучающегося. Нарушение данного принципа является нарушением права обучающегося на защиту от принудительного труда. Лица из числа педагогических и иных работников школы, виновные в организации принудительного труда обучающихся, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Общественно полезный труд учащихся организуется в течение учебного года. Работы проводятся не чаще одного раза в неделю продолжительностью: для учащихся 1-4 классов - не более 30 мин., 5-9 классов - не более 40 минут. 1.4. Обучающиеся могут быть освобождены от труда на основании медицинских справок и иных уважительных причин. В качестве альтернативы им может быть предложен интеллектуальный труд, выполнение разовых легких поручений по согласованию с родителями. При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду они могут привлекаться к интеллектуальному труду. В школе запрещается привлекать обучающихся без их согласия к общественно- полезному труду, не предусмотренному образовательной программой, и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей). Привлечение к общественно полезному труду обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся (Приложение № 1). Отказ ученика или родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, оформляется в письменном виде и фиксируется подписью одного из родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося. 1.5. Школа не предоставляет преимуществ в процессе реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования учащихся, выразившим согласие на участие в труде. Недопустимо учитывать отказ обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, при выставлении отметок текущей, промежуточной и итоговой аттестации; при принятии решения о награждении (поощрении) обучающегося. За отказ обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, к обучающемуся не могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, а также меры педагогического воздействия. 1.6. Реализация трудовой практики в период летних каникул может осуществляться в пределах части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, в рамках организации факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого школой (после получения основного общего образования). В период летних каникул учащиеся 5-9 классов занимаются озеленением и благоустройством территории школы, работой на пришкольно-опытном участке уборкой в учебных кабинетах. Сроки и порядок прохождения трудовой практики обучающегося в период летних каникул определяются ежегодно приказом директора за 2 недели до начала летних каникул. Продолжительность общественно-полезного труда учащихся во время летних каникул: Количество часов работы в Класс Количество дней день 10 2,5 5-7 8 16 2,5 2. Цели и задачи общественно полезного труда 2.1. Целями и задачами общественно полезного труда являются: - организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел, акций; улучшение экологического состояния окружающей среды; - формирование нравственных и деловых качеств человека; - психологическая и практическая подготовка учащихся к трудовой деятельности; - формирование понимания роли труда в жизни человека, уважения к людям труда; - включение учащихся в волонтерское движение, забота о людях пожилого возраста; - формирование способности и умения коллективно трудиться, творчески относиться к различным видам общественно полезного труда. 2.2. Педагоги школы осуществляют педагогическое руководство трудовой деятельностью учащихся, обеспечивают связь с общеобразовательной подготовкой, воспитательную направленность (экологическое и трудовое воспитание). 3. Организация и функционирование общественно полезного труда 3.1. Общественно полезный труд представлен следующими блоками: - самообслуживание; - экологические акции; - социально значимые практики. Формы организации труда учащихся различны и зависят от его содержания и объема, постоянного или временного характера работы, возраста учащихся. Основной является коллективная (бригадная) форма: трудовые объединения обучающихся могут быть постоянными или временными, одновозрастными или разновозрастными. 3.2. При организации общественно полезного труда необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда, проводить необходимые инструктажи по правилам техники безопасности перед началом работы (в соответствии с видом деятельности) с фиксацией проведения тематического инструктажа по технике безопасности в журнале учета инструктажей. Учащиеся допускаются к участию в общественно полезном труде при удовлетворительном состоянии здоровья, а также обучения безопасным приемам труда и проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы. 3.3. При несчастных случаях, происшедших с обучающимися в процессе общественно полезного труда, им оказывается первая медицинская помощь. Организационно- технические причины несчастного случая должны быть немедленно устранены и приняты меры к предотвращению подобных случаев в дальнейшем. 3.4. Запрещается: - привлечение обучающихся к работам, противопоказанным их возрасту, - привлечение к опасным работам в эпидемиологическом отношении, - привлечение в ночное время, в праздничные дни, к работам, связанным с применением ядохимикатов и других опасных для здоровья веществ, - привлечение к работам с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков. 3.5. Контроль над обеспечением здоровых и безопасных условий общественно полезного труда обучающихся осуществляют педагоги и администрация школы. 3.6. Общественно полезный труд в форме самообслуживания, экологических акций, социальных практик проводится на добровольной основе. 3.7. Организация труда обучающихся, не предусмотренного образовательной программой, возлагается на заместителя директора, курирующего учебновоспитательную работу в общеобразовательном учреждении, в классе — на классного руководителя. Рабочая группа под руководством заместителя директора разрабатывает ежегодно план воспитательных мероприятий с внесением в календарный план воспитательной работы в соответствии с рабочей программой воспитания общеобразовательного учреждения, в том числе с учетом общественно полезного труда. 3.8. Самообслуживание представлено следующими видами: 3.8.1. Дежурство по школе: - дежурным классом по школе назначаются коллективы 5-9-x классов, все дежурные 5- 9-x должны иметь отличительные знаки дежурного (бейдж, галстук, нарукавная повязка); - руководит дежурством класса по школе классный руководитель дежурного класса; - дежурство начинается не ранее 8.00, заканчивается не позднее 17.00; -обучающиеся класса, дежурного по школе, на центральном входе, у раздевалок, по коридорам, лестничным пролетам и контролируют дисциплину, чистоту и порядок на всех этажах перед началом и после уроков, наличие чистой сменной обуви, делового стиля одежды; - в обязанности дежурных входит контроль за сохранностью имущества школы во время дежурства и своевременное информирование об его порче; - результаты дежурства за неделю фиксируются в журнале дежурства, в последний день дежурства дежурный класс передает полномочия следующему дежурному классу по школе. 3.8.2. Самообслуживание в столовой: - учащиеся 1-9 классов соблюдают правила гигиены и этикета в столовой школы; - не допускается выносить пищу из столовой; - обучающиеся после приема пищи убирают за собой посуду; - до и после приема пищи моют руки; -обучающиеся 7-9 классов могут допускаться к дежурству в буфете по утвержденному графику. 3.8.3. Самообслуживание в классе (сухая уборка мусора, классной доски, полив цветов, наведение порядка на рабочем месте, наведение порядка в классе). 3.8.4. Юноши 9-10 классов проводят ремонт мебели, инвентаря; 3.8.5. Посильная помощь в ремонте кабинетов; 3.8.6. Ремонт и перестановка книг; 3.8.7. Уборка бытового, строительного мусора. 3.9. Экологические акции, работа на территории школы: - уборка и благоустройство территории школы; - уход за насаждениями, уборка на пришкольной территории в осенний и весенний период (уборка мусора, листвы, мелкая обрезка кустарника; окапывание кустарника, посадка растений, рыхление почвы, прополка, полив); - озеленение внутренних помещений школы (выращивание рассады, посадка и пересадка комнатных растений, полив, опрыскивание, подкормка); - акции по пропаганде экологических знаний: составление, оформление и распространение листовок, памяток, видеороликов, проведение блиц-опросов, виктории и других видов мероприятий экологической направленности; - участие в экологических акциях и иных уровней; - уход за растениями, за цветочными клумбами; - изготовление игрушек, карнавальных украшений для школьной елки. 3.10. Экологические акции, работа за пределами территории школы: - посадка саженцев; - поделка кормушек и гнездовий для птиц; - сбор местного природного материала для поделок, гербариев, лекарственных растений; - иные экологические акции и мероприятия, предусмотренные календарным планом воспитательной работы в соответствии с рабочей программой воспитания общеобразовательного учреждения. 3.11. Социальные практики: 3.11.1. Работа в ученическом самоуправлении: - участие в волонтерских движениях различной направленности; - осуществление в сопровождении с педагогическим работником посильной помощи социально незащищенным слоям населения (престарелым, инвалидам и ветеранам в на дому, многодетным семьям); 3.11.2. Художественный и прикладной труд: - оформление общешкольных праздничных мероприятий; -иные формы общественно полезного труда, предусмотренного мероприятиями, включенными в календарный план воспитательной работы в соответствии с рабочей программой воспитания общеобразовательного учреждения. Организация общественно полезного труда обучающихся возлагается на заместителей директора, педагогов-организаторов по направлениям деятельности, в классе - на классного руководителя. 3.12. Экологические акции на школьной и пришкольной территории проводятся на основании приказа директора школы. 3.13. Охрана жизни и здоровья учащихся при проведении экологических акций, социальных практик, самообслуживания и других видах общественно полезного труда возлагается на классных руководителей, педагогов, ответственных за данные виды деятельности. 3.14. Учащиеся 1-9 классов соблюдают правила этикета и уважительного отношения к старшим, правила внутреннего распорядка школы, исполняют требования к школьной одежде. 3.15. По итогам данных видов деятельности ответственными лицами проводится мониторинг участия классных коллективов, индивидуального участия учащихся в общественно полезном труде и фиксируется им в рейтинге класса. Обучающиеся школы, активно и добросовестно участвующие в общественно полезном труде, организаторы и руководители трудовой и экологической деятельности учащихся могут поощряться в установленном порядке. Приложение 1 Согласне на привлечение обучающегося к труду, не предусмотренному образовательной программой (ФИО родителя (законного представителя) мать, отец, законный представитель (нужное подчеркнуть) обучающегося (класса, ш к ол ы ); (ФИО несовершеннолетнего обучающегося) в соответствии с ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» даю согласие на привлечение моего ребенка (наименование школы) (ФИО несовершеннолетнего обучающегося, дата рождения) к труду, не предусмотренному образовательной программой, н а безвозмездной основе, в соответствии с локальными нормативными актами школы: - разовые и периодические работы по уборке помещений, благоустройству и озеленению территории школы (подготовка цветников, посадка, прополка зеленых насаждений, выращивание и полив растений); - участие в волонтерской деятельности, экологических акциях; - дежурство по школе; - самообслуживание в учебном кабинете и в столовой; - участие в субботниках (уборка листвы, природного и бытового мусора на территории школы и прилегающей территории. уборка учебных кабинетов); - коллективные работы по охране природы (изготовление и размещение кормушек для птиц, сбор вторсырья); - работа помощником вожатого; - оказание помощи работникам школы в выполнении работ по сохранению библиотечного фонда, поддержанию в исправном состоянии учебного оборудования и мебели; - другие виды общественно полезного труда в соответствии с локальными нормативными актами школы Мой ребенок может участвовать в общественно полезном труде, организованном школой на следующих условиях: - соответствие трудовой нагрузки возрастным, функциональным и физиологическим возможностям организма ребенка; отсутствие неблагоприятного влияния труда на рост, развитие и состояние физического, психического, нравственного здоровья ребенка; - исключение повышенной опасности травматизма для самого ребенка и окружающих; - учет повышенной чувствительности организма ребенка к действию факторов производственной среды. - дополнительные условия, обозначенные родителями (законными представителями): Срок действия настоящего Согласия: весь период обучения ребенка в школе. Подпись родителя (законного представителя): _____________________ Дата _____________________________